Цветовой круг в общем понимании — это способ представления цветов в условной форме. Секторы данного круга представляют определенные цвета, размещенные в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света. При этом в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета. Цветовой круг Иттена — это модель, разработанная немецким художником и педагогом Иоганнесом Иттеном и названная его именем. В 1961 году он представил цветовой круг, который помогает визуально организовать и классифицировать цвета. Схему цвета Иттен опубликовал вместе с подробной инструкцией в своей книге «Искусство цвета».

По замыслу Иттена, все цвета можно разделить на две группы — хроматические и ахроматические. Ахроматические — белый, чёрный, серый цвета и любые их оттенки, хроматические — все остальные цвета спектра. Предложенный Иттеном цветовой круг состоит из 12 основных цветов, которые расположены в круговом порядке. Он включает в себя три основных хроматических цвета (красный, желтый и синий), три вторичных цвета (оранжевый, зеленый и фиолетовый) и шесть терциарных цветов (желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый). Если смешивать жёлтый, синий и красный между собой в разных пропорциях, можно получить любые другие цвета.

Цветовой круг Иттена также демонстрирует различные взаимодействия между цветами, такие как комплементарные цвета (находящиеся напротив друг друга на цветовом круге), аналогичные цвета (расположенные рядом друг с другом) и триады (группы из трех цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге). Контрастные оттенки находятся друг напротив друга. Из всей массы вариантов, как сочетать между собой цвета в круге Иттена, чаще всего используют несколько основных проверенных комбинаций.

1. Комплементарная — если нужно использовать контрастные цвета. Например, сделать акцент на элементе или привлечь внимание к какой-либо детали в окружающем пространстве. Контрастные цвета находятся на противоположных сторонах круга. Чтобы подобрать наиболее сочетающиеся между собой, достаточно провести прямую линию через центр. Контрастные цвета, как правило, берут в разных пропорциях — одного больше, другого меньше. Если их использовать поровну, то цвета будут «заглушать» друг друга.
2. Триада, или сочетание трёх цветов. Комбинация используюется, когда нужно показать мягкий контраст. Для определения триады цветов необходимо нарисовать внутри круга равносторонний треугольник. Его вершины и будут теми цветами, которые гармонируют друг с другом. Треугольник внутри круга можно чуть повернуть и использовать промежуточные оттенки.
3. Аналоговая триада — это три…пять цветов, которые располагаются рядом в пределах круга. Такое сочетание цветов помогает добиться сдержанности и элегантности в дизайне. Первый цвет используется в качестве основного, второй — поддерживающего, а остальные применяются для выделения. Примерное распределение цветов в процентном соотношении 60:25:15.
4. Тетрада, то есть сочетание четырёх цветов. Чтобы найти нужные оттенки, нужно в круг вписать квадрат или прямоугольник. Углы фигуры и будут искомыми сочетаниями. Работать с сочетанием из четырёх цветов довольно сложнее, чем при использовании выше изложенных комбинаций. В тетраде два цвета контрастные, поэтому один должен быть основным, а остальные — вспомогательными.

Круг цветов Иттена облегчает творческий процесс при работе с цветами и позволяет создать гармоничный дизайн. Важность правильного определения цветов, их гармоничного сочетания трудно переоценить. Цвет — это, в первую очередь, источник информации, который среди прочего влияет на эмоции, принятие решений, способен вызывать ассоциации и воздействовать на память. Несмотря на то что восприятие цвета субъективно, определённые цвета воздействуют на большинство людей одинаково. Желательно придерживаться гармоничного сочетания цветов по нескольким причинам, среди которых

● Воздействие на эмоциальное состояние и настроение, определенные сочетания цветов позволяют создать соответствующую атмосферу, а также передать чувства.
● Общее восприятие пространства, визуализация и удобочитаемость. Несочетаемые цвета сложно воспринимать как единое целое, в результате чего появляется ощущение некоего хаоса.
● Эстетика и стиль, который среди прочего формируется цветовой гаммой.
● Расстановка акцентов, привлечение внимания за счёт яркого выделения, возможность создания ориентиров, направлений.
● Узнаваемость и ассоциативность, формируемые в том числе посредством неоднократно тиражируемого сочетания выбранных цветов.

База знаний о влиянии цвета на человека, полученная в результате значительного количества исследований по всему миру, послужила основой для формирования прикладной науки — колористики. Полученнные данные используют в работе не только дизайнеры, но и архитекторы, стилисты, маркетологи и представители многих других специальностей. Модель цветового круга Иттена широко используется и в искусстве, помогает художникам выбирать и комбинировать цвета, создавать гармоничные и эстетически приятные композиции.

, ,